фотосессия

Back to School: съемка для журнала PINK Magazine Ukraine

30.08.2018


 Школьный буллинг — вещь сложная и неоднозначная. В начале учебного сезона Pink Magazine Ukraine  поговорили с героями сериала "Школа" на "1+1" о насмешках одноклассников, а модели фонда "Жизнелюб" рассуждали об этом с высоты своего возраста.

СВЕТЛАНА ЧИЖЕВСКАЯ

Когда я была в четвертом классе, мы переехали в другую квартиру и меня перевели в новую школу. Я была новенькая, да и еще из не очень обеспеченной семьи. Например, все дети ходили кушать одну еду, а у меня была другая, дешевле. Я сразу понимала, что я не такая, как остальные. И вот в ту мою еду, которая и так выглядела не очень привлекательно, дети могли вылить чай или бросить мусор. В итоге я перестала ходить на обед и оставалась голодной.

А вы выступали в роли хулигана?

Нет. Я прочувствовала все на себе и не могла так поступать с другими. Я понимала, каким бы ни был человек, обеспеченным или нет, новеньким, красивым или не очень, не надо никого обижать. У нас в школе был мальчик с инвалидностью. Над ним так издевались, что в итоге он повесился прямо в школе, будучи в шестом классе.

Была ли травля распространенным явлением?

Не знаю, как в других классах, но в нашем находили такого человека, на которого можно все свалить. В классе я ни с кем не дружила. Но, когда начала заниматься спортом, у меня появились друзья. В классе меня не воспринимали, а в секции мы все были на равных. Когда у меня начали появляться успехи в спорте и в школе заговорили об этом, отношение одноклассников поменялось в лучшую сторону.

Современные школьники отличаются от ваших одноклассников?

Мне кажется, сейчас дети стали гораздо страшнее и жестче. У них дружба измеряется материальным положением. Если у нас в школе была форма и дети не очень выделялись, то сейчас сразу видно, у кого какой телефон, сережки, кто куда пошел. Мне кажется, ситуация стала даже хуже. Не дай бог быть белой вороной среди таких детей. Они могут забить, причем снять все это на видео.

Почему так происходит?

Мне кажется, это несчастные дети. Дети, которые, возможно, сами остались без внимания и любви родителей. И им ничего другого в голову не приходит, чтобы показать, что они что-то значат. Таким способом они доказывают, какие они смелые. В своей семье они обделены любовью и хотят, чтобы их увидели, заметили, услышали.

Почему в свое время вы никому не говорили, что переживаете буллинг?

Я боялась. Мне было стыдно. У меня было ощущение, что меня неправильно воспримут, не помогут, а будут только смеяться, даже не поверят. Может, время было такое, мы были более забитые.

"Крутой" парень или "крутая" девчонка в школе — кто они?

В наше время даже слова "крутой" не было. Популярность школьников оценивалась по красоте, кто-то играл на гитаре, пусть даже и учился не очень, или в соревнованиях себя проявлял. А сейчас я не знаю, кто считается популярным. Наверное, те, у кого круче родительская машина, мобильный телефон, место отдыха.

ИРИНА ПИВЕНЬ

Я никогда не выступала в роли буллера. Это не в моем характере: я всегда слежу за тем, чтобы не обидеть человека.

Сталкивались ли вы с буллингом на фоне материального положения семьи (не только на личном примере, но и в классе)?

Мне повезло не столкнуться с подобным в моей жизни, но я слышала рассказы, например, о том, как учитель громко спрашивал ученика на уроке, разве не могли родители купить ему красивую тетрадь?

Что, по вашему мнению, означает "самый крутой парень в школе"?

На мой взгляд, самый крутой парень — лидер в хорошем понимании слова. Это гармонично развитый человек, харизматичный, многим интересующийся и много знающий. А вовсе не пустой эгоистичный мажор со стандартным набором возможностей.

Некоторые считают, что буллинг — неотъемлемая часть знакомства ребенка с окружающим миром.

Да, человек должен научиться правильно реагировать на всякого рода негатив и справляться с ним. Но систематическая травля — это не закалка, это уничтожение личности. Она сеет в душе преследуемого массу комплексов и ненависть ко всему миру. Мы знаем слишком много примеров, когда, казалось бы, положительный молодой человек берет в руки оружие и стреляет в школе.

 

Что бы вы сказали своему ребенку, если бы он оказались в роли неудачника в классе? Затеяли бы разборки с его одноклассниками?

Я бы попыталась утешить его и внушить мысль о том, что жизнь школой не ограничивается. Что это только эпизод в длинной жизни, такая вот жестокая тренировка перед взрослым миром. Скорее всего, не стала бы затевать разборки, ведь дети все равно не начнут после этого дружить с ним, и он не станет своим. Я бы перевела его в другую школу. А с буллерами должны разбираться педагоги и психологи, в иных случаях и полиция.

Как на ваше положение в обществе повлияла популярность в школе?

Я не была лидером, но и серой мышкой тоже. Мне удавалось быть вполне уверенной в себе. Несомненно, такая уверенность только положительно влияет на дальнейшую жизнь. Если в школе подросток спокойно чувствовал и проявлял себя, это облегчает ему дальнейшее становление в жизни.

ВИКТОР ГОСТРЫЙ

Народився я в Фастові. І район на окраїні був, неспокійний район, Козлівка називався. У нас на Козлівці школа була побудована біля річки, а поряд фруктовий сад. Біля школи жили 13 сімей. І скажу, що діти були розвинені фізично, але не розвинені розумово.

А что такое было в школе с вами конкретно? Или, может быть, ваша память это стерла?

Пам’ятаю тільки, що в нас були великі сніги, що ми в сусідів дошки відривали з паркану, робили з них лижі. Сніг був такий великий, що мене дід проводив в школу, а я йшов по його слідах. І тільки я один в школу прийшов. Я був дуже фанатичний у навчанні — навіть пішов у школу на рік раніше і довго був найменшим в класі. І в таком районі шухерном всі чогось билися, а я не бився.

То есть ребячество?

Ну "ребячество" не знаю, але бились в післявоєнні роки, район на район, на вулиці потік на потік.

Но вы не участвовали?

Я у матері був один, маленький і не задиристий. Мене не били, я нікого не бив. Я по розвитку фізичному був дуже маленький. Це після того, як перейшли до п’ятого класу у школу. Мені здається, зверху є охоронець. Треба зберігати нейтралітет.

Я вже старший, розумію, що треба тренувати біокомп'ютер. М’язи зараз багато качають, а розум — ні. Я тренуюся англійською мовою, мені 74 роки. Можете уявити — я не даю собі ніяких послаблень. І в школі вчителька, класна керівничка, розмовляла російською, курила, була військовою. Не знаю чому, але вона дала мені таку характеристику. Треба буде сходити, копію в школі узяти. Я після неї не міг в училище вступити.

ИРИНА ВОЙТОВИЧ

Дети не любят тех, кто от них отличается, в любом классе есть среднестатистическое большинство, которое особо одето или особо разговаривает, и все, кто будет отличаться от этой "среднести", окажутся в зоне риска. Это могут быть внешние отличия или физические дефекты: лишний вес, торчащие уши, косоглазие, заикание. У нас в школе была девочка, вся в веснушках и с ярко-рыжими волосами Я даже не помню, чтобы ее кто-то называл по имени, только Рыжая.

Сталкивались ли вы с буллингом на фоне материального положения семьи (не только на личном примере, но и в классе)?

Вот на фоне материального положения семьи не помню такого. Мы 50 лет назад жили при социализме и строили светлое будущее, коммунизм, поэтому все были равны. А если чьи-то родители успели наворовать, то никто это не афишировал, времена были другие.

Как считаете, современные школьники отличаются от ваших сверстников в школьные годы? Имею в виду именно подход к дружбе, уважению, поддержке одноклассников.

Отличаются и даже очень. Сегодня твой первый друг — это компьютер, со всеми вытекающими последствиями. А раньше это были живые люди, в том числе твои одноклассники. Мы умели дружить, у нас были другие жизненные ценности.

Некоторые считают, что буллинг — неотъемлемая часть знакомства ребенка с окружающим миром. Как думаете, насколько далеко может зайти такая "закалка"?

Не знаю, насколько это закаляет и заставляет развиваться. Последствия часто очень негативные. Такие дети обычно начинают проявлять агрессию к младшим, не могут сконцентрироваться или вообще становятся обидчивыми и замыкаются в себе.

Как на ваше положение в обществе повлияла популярность в школе?

Я была очень долго похожа на мальчика — я занималась плаванием и меня всегда очень коротко стригли. Из-за этого меня дразнили: дали кличку "Алеша", по имени вообще никто не называл. Я обижалась, иногда плакала — и так продолжалось долго. До тех пор, пока я не выполнила в 14 лет норматив мастера спорта СССР по плаванию. Все поменялось — я стала гордостью школы, меня начали уважать, потихоньку из Алеши я превратилась в Ирочку, и даже моя очень короткая стрижка уже никого не смущала.

Читайте также